Ю. В. КАЛИНИН,

кандидат юридических наук

ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Первой своеобразной формой лишения свободы во Франции было помещение лиц, совершавших преступления, гребцами на суда, именовавшиеся галерами (с XVI в.).[1] Цепями их приковывали к своему месту, и в таком положении они находились весь период лишения свободы, а чаще всю жизнь. Этот вид наказания был отменен лишь в 1791 г. первым уголовным кодексом идущей к власти французской буржуазии.

Кодекс 1791 г. выдвинул лишение свободы на первое место в системе наказаний. Применялись следующие виды лишения свободы: каторжные работы с содержанием в специальных смирительных домах, одиночное тюремное заключение и заточение в смирительном доме. Все виды лишения свободы были срочными.[2]

Новый Уголовный кодекс 1810 г. не внес в тюремную систему Франции существенных изменений. Он привел лишь к некоторому ужесточению наказаний (введение бессрочной или долголетней каторги, содержание в смирительных домах или тюрьмах). В этот период «о каком-либо исправительном воздействии не могло быть и речи. При поглощении огромных средств непрерывными войнами наполеоновскому правительству было не до пенитенциарных идей. Достаточно, если каторга и тюрьма не допускали побегов».[3]

Вплоть до второй мировой войны Франция славилась тюрьмами с варварским режимом и утонченной системой издевательств над заключенными, проводимых под видом дисциплинарных взысканий.

По закону от 30 мая 1854 г. приговоренные к каторге направлялись в колонии (Гвиана и Каледония) с климатом, трудно переносимым европейцами, содержались там в условиях, которые приводили к скорой и мучительной смерти. В частности, осужденные сковывались, по двое цепью или подвергались влачению ядра якобы для безопасности, что в действительности представляло собой дополнительное истязание. Декретом от 17 июня 1938 г. было введено отбывание каторжных работ в самой Франции (в каторжных тюрьмах). К 1943 г. таких тюрем было три: в Кане, Рионе и Ниме.[4]

В тюрьмах преимущественно действовала система полного одиночного заключения. Еще в 20-х годах нынешнего века в ряде тюрем на заключенного вне камеры надевался капюшон, лишающий его возможности кого-либо видеть. К 1926 г. во Франции имелось 70 одиночных тюрем.[5] Декрет от 17 июня 1938 г. отменил систему полного одиночного заключения. Изоляция заключенного в камере допускалась на срок 3 года для осужденных к пожизненному заключению, 2 года для осужденных на срок более 10 лет и один год для осужденных на срок до 10 лет.[6] Суровость режима усугублялась жестокостью дисциплинарных взысканий. М. Н. Гернет, посетивший в 1903 г. тюрьму для долгосрочных заключенных в.г. Пуасси, так описывал дисциплинарный зал тюрьмы: «Огромный зал, куда мы вошли, не был пуст, в нем были все те же арестантские фигуры. Каждое утро приводят сюда наказанных, провинившихся против тюремной дисциплины, и, рассадив по неудобным для сидения узким столбикам, заставляют их так сидеть 15 минут; через 15 минут им отдают приказ встать и в определенном порядке ходить 15 минут по залу, а затем садиться на 15 минут, чтобы через 15 минут опять повторить пятнадцатиминутное хождение. Это продолжается до вечера. Это наказание назначается на срок до 30 дней».[7] Побывав в 1928 г. в тюрьме г. Фрэн, М. Н. Гернет убедился, что наказание дисциплинарным залом сохранилось в неприкосновенности.[8]

Характерно, что если тюрьмы на территории самой Франции находились в ведении Министерства юстиции, то исполнение приговоров в колониях, в том числе приговоров к каторжным работам, было .передано Министерству колоний.[9]

Основы современной тюремной системы Франции закладывались непосредственно после второй мировой войны в период определенных прогрессивных преобразований после освобождения от фашистской оккупации.

В настоящее время управление всеми местами заключения сосредоточено в ведении Министерства юстиции, в составе которого создана специальная дирекция пенитенциарной администрации. Франция разделена на 9 округов, каждый из которых объединяет пенитенциарные учреждения на подчиненной территории.

Ордонансом от 4 июня 1960 г.[10] система наказаний в виде лишения свободы была существенно изменена. Каторжные работы заменены тюремным заключением. В результате УК 1810 г. с изменениями 1960 г.[11] установил следующие формы лишения свободы: тюремное заключение — пожизненное или на срок от 5 до 20 лет, — назначаемое за совершение преступлений (ст. 7), и исправительное заключение, назначаемое за проступки, совершенные впервые, в пределах от 2 месяцев до 5 лет (ст. 40), а в случае рецидива — на срок от 5 до 10 лет (ст. 57.

Основными видами тюремных учреждений современной Франции являются центральные тюрьмы и местные тюрьмы, называемые также исправительными и арестными домами.

В центральных тюрьмах (таковых 12) отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше одного года. В системе центральных тюрем выделяются учреждения для определенных категорий заключенных. Таковы, например, учреждения для неподдающихся исправлению «асоциальных» личностей (в Клермон-Ферране, Море), для злостных нарушителей дисциплины, представляющих большую опасность (в Сен-Мартен-де-Ре, Мозаке), тюрьма для заключенных пожилого возраста (в г. Коньяк). Существуют также пенитенциарные медицинские учреждения длительного заключения — центральная больница во Фресн, туберкулезная больница в Лианкуре, больницы для психически неполноценных лиц.

В местных тюрьмах (их свыше 140) содержатся подследственные «осужденные к кратким срокам лишения свободы — до одного, года включительно. Они расположены в административных центрах при судебных учреждениях. Их персонал включает в себя; главного надзирателя, его заместителя и надзирателей, количество которых определяется числом заключенных (1 .надзиратель на 10 заключенных). Режим в местных тюрьмах практически ничем не отличается от тюремного заключения, назначаемого за совершение преступлений.

Осужденные несовершеннолетние содержатся в закрытых (типа борстальского) и полузакрытых заведениях — «школах-тюрьмах», приютах-колониях и др.[12]

Основные положения, касающиеся отбывания осужденными наказаний в виде лишения свободы, предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Франции 1958 г.[13] Подробная регламентация условий отбывания наказаний в местах заключения и порядок их изменения определены декретом 59—322 от 23 февраля 1959 г. Декрет содержит около 600 статей и по существу является пенитенциарным кодексом Франции.[14]

В пенитенциарной политике, провозглашенной в УПК 1958 г. и осуществляемой в современных французских тюрьмах, нашло отражение новое течение в области уголовного права и криминологии, известное под названием «новой социальной защиты». Данная концепция, выдвинутая видным французским юристом М. Анселем, представляет собой разновидность социологической школы буржуазного уголовного права и содержит в основе реакционную идею о том, что уголовная репрессия должна быть направлена не против деяния (преступления), а прежде всего против деятеля — лица, представляющего опасность для общества в силу тех или иных (главным образом биологических) особенностей его личности. В отличие от традиционного социологического направления, провозглашающего основной целью наказания устрашение, концепция «новой социальной защиты» исходит из того, что наказание должно в первую очередь преследовать цель исправления социально-опасных лиц, их «ресоциализации»,[15] Предложенная М. Анселем политика «пенитенциарного исправительного воздействия» предусматривает помимо длительных сроков наказания «обоснованную классификацию заключенных и применение индивидуализированных методов социальной реадаптации».[16]

Провозглашение исправления важнейшей целью наказания позволяло правящим кругам Франции сеять иллюзии, будто «гуманная» Пятая республика заботится даже о тех своих гражданах, которые стали на путь преступлений. Правительство было заинтересовано в том, чтобы сделать тюремную политику более гибкой и рентабельной, так как содержание пенитенциарных учреждений требовало больших расходов. Поэтому оно пошло на преобразование режима содержания заключенных в духе концепции «новой социальной защиты». Ст. 728 ПК 1958 г. провозгласила, что режим в тюрьмах, предназначенных для отбывания наказания, должен способствовать «перевоспитанию осужденных и возвращению их к нормальной жизни в обществе».

Поиски новых способов исправительного воздействия привели к активизации изучения личности заключенного. В 1950 г. во Фресн был организован наблюдательный и классификационный центр, куда направляются лица, осужденные к длительным срокам лишения свободы. В течение 6 недель они содержатся в одиночных камерах и подвергаются различным обследованиям, на основании которых делается вывод, к какой категории следует отнести заключенного и в каких условиях должно проходить его исправление.

В центральных тюрьмах введена прогрессивная система исправления, предусматривающая допуск осужденного к различным фазам воздействия.[17]

1. Фаза одиночного заключения, которую проходят все заключенные. В течение года за ними осуществляется наблюдение, после чего производится подразделение на три группы (исправимые, сомнительные и неисправимые), причем в отношении каждой установлен особый режим.

2. Оборнская фаза. Допускается только для исправимых. На ночь заключенные помещаются в одиночные камеры, днем работают в мастерских.

3.Фаза улучшения (оборнская фаза, но с предоставлением некоторых льгот: разрешение участвовать в коллективных играх, принимать пищу в общей столовой и т. д.). Поведение заключенных здесь оценивается путем ежедневного выставления баллов.

4.Фаза полусвободы. Заключенному предоставляется право работать по найму вне пределов тюрьмы и даже посещать родных.

5.Фаза условного освобождения.

Перевод на работу вне тюрьмы под контролем администрации применяется в отношении лиц, которым осталось отбыть не более одного года лишения свободы, а также тех, к кому применено условное освобождение. Существует два типа организации труда осужденных: бригада заключенных под конвоем ежедневно отправляется на работу с возвратом в тюрьму, либо такая бригада (10—20 человек) под конвоем работает и проживает в месте, достаточно удаленном от тюрьмы, возвращаясь в нее только в конце недели. Заключенные обязаны носить арестантскую одежду. Порядок работы исключает возможность их общения с посторонними лицами. Заработанные деньг» на руки не выдаются; часть их переводится на счет заключенного, остальные идут в казну.

Режим полусвободы разрешается для лиц: 1) которым осталось отбывать не более года лишения свободы; 2) достигших определенного этапа прогрессивной системы; 3) для которых полусвободный режим должен явиться испытанием перед условным освобождением. В соответствии со ст. 723—1°, введенной в УПК законом от 17 июля 1970 г.,[18] полусвободный режим может быть применен также к лицам, осужденным к лишению свободы на срок не более 6 месяцев. В этом случае такой режим назначается для того, чтобы заключенный мог продолжать работать по своей специальности, не прекращать общего или профессионального обучения либо медицинского лечения. Лица, находящиеся на полусвободном режиме, получают право поступать на работу на общих основаниях и освобождаются от надзора на период рабочего времени. Вне тюрьмы они освобождаются от обязанности носить арестантскую одежду. Такие лица ежедневно возвращаются в тюрьму и там проводят выходные и праздничные дни. Невозвращение к установленному сроку считается побегом. На счет заключенного перечисляется 70% заработанных денег. При выходе на работу на руки заключенному выдаются небольшие суммы на транспортные расходы и обед.

Режим, установленный в пенитенциарных учреждениях, поддерживается системой взысканий и поощрений, а также мерами безопасности. Большинство из них связано соответственно с лишением или предоставлением льгот. Применение таких мер дифференцируется в зависимости от категории заключенных и фазы прогрессивной системы. К дисциплинарным взысканиям относятся: выговор; удлинение срока для ,получения льгот; полное или частичное лишение льгот, которыми .заключенный уже пользуется; перевод на работу с более тяжелыми условиями труда; различные запреты (например, курить, пользоваться торговой лавкой, получать посылки); перевод в одиночную камеру с ухудшением питания; помещение в карцер на срок до 45 суток. Мерами поощрения являются разрешения на дополнительную посылку, питание, покупку табака, книг, разрешение заниматься работой лично для себя, пользоваться дополнительными предметами личного обихода (часами, авторучкой), увеличение числа свиданий и посылок. В качестве мер безопасности применяются связывание, кандалы, слезоточивые газы, смирительные рубашки.

Правовой статус осужденных, особенно приговоренных к пожизненному или долгосрочному тюремному заключению, резко ограничивается. Они находятся в состоянии так называемого интердикта (запрета), т. е. теряют гражданскую правоспособность. Для управления их имуществом назначаются опекуны по правилам, установленным для назначения опекунов над недееспособными лицами.[19]

Практическое осуществление мер, направленных на либерализацию режима в тюрьмах, натолкнулось на большие трудности. Почти отсутствовала профессиональная подготовка тюремного персонала. Материальная база пенитенциарных учреждений оставалась чрезвычайно слабой. Достаточно сказать, что 40% местных тюрем и сейчас не имеет отопления, 50% не отвечает минимальным санитарным требованиям.[20] Тюремные помещения до настоящего времени не могут вместить все возрастающее количество заключенных.[21] Таким образом, многие важные положения действующего УПК Франции в части исполнения режима лишения свободы на практике не осуществлены. Директор пенитенциарной администрации Франции в 1973 г. заявил, что на всей территории, страны на полусвободном режиме находится не более 500 человек.[22] К тому же подзаконные акты, изданные правительством, сохранили многие элементы старой практики работы с заключенными. В результате наиболее существенные черты тюремного режима «были целиком отданы на откуп администрации: они устанавливаются правилами внутреннего распорядка пенитенциарного заведения».[23]

В определении режима для каждого заключенного большую роль играют судьи по исполнению наказания. На них возлагается надзор за отбыванием осужденными тюремного заключения. В тюрьмах, где установлена прогрессивная система, перевод осужденного на каждую следующую фазу производится только с санкции судьи по исполнению, наказания. Под его непосредственным руководством происходит условное освобождение. Считается, что деятельность таких судей призвана обеспечить в максимальной степени индивидуализацию наказания, содействовать тому, чтобы карательные элементы наказания были на заднем плане. На деле же чрезвычайно широкие полномочия этих должностных лиц открывают им неограниченные возможности для произвола в отношении заключенных. Судья может также единолично отменить свое решение о переводе того или иного заключенного на льготный режим. Законом от 29 декабря 1972 г.[24] были расширены полномочия судьи по исполнению наказания. Они наделены правом условно освобождать осужденных на срок до 3 лет включительно. Во французской печати еще до принятия этого закона высказывались серьезные опасения о том, что предлагаемые нововведения приведу к усилению произвола в определении режима заключенных.[25]

Правда, декретом от 12 сентября 1972 г.[26] предусмотрены некоторые меры, направленные на обеспечение согласованности в деятельности указанных судей и тюремной администрации. При каждой тюрьме создается комиссия по применению наказания. В нее входят: руководящий состав пенитенциарного учреждения во главе с его начальником, врач, психиатр и воспитатели. Комиссия является совещательным органом при начальнике тюрьмы. Она представляет рекомендации, касающиеся отбытия наказания конкретным лицом, начальнику тюрьмы или судье по исполнению наказания, однако последние принимают соответствующие решения единолично.

Привлечение заключенных к труду было первоначально отнесено (декрет от 23 февраля 1959 г., ст. 101) к элементам наказания. Декретом от 12 сентября 1972 г. в законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми труд заключенных стал рассматриваться как средство воспитания и реадаптации лиц, лишенных свободы.

Регулирование рабочего времени и определение расценок за работы производится тюремной администрацией. Она устанавливает сумму вознаграждения за труд, начисляемую каждому осужденному в зависимости от категории, к которой он отнесен (размер ее колеблется в пределах от 30 до 70% заработка). Работа заключенных организуется хозяйственным способом или на подрядных началах. При первой системе пенитенциарное учреждение само приобретает оборудование и сырье, использует труд заключенных и оплачивает его, потребляет либо продает изготовленную продукцию. Такая организация работы применяется преимущественно в центральных тюрьмах. В местных тюрьмах действует система труда на подрядных началах. Заключенные работают в основном на мелких частных предприятиях, где труд не требует квалификации. Профессиональное обучение производится лишь в некоторых тюремных учреждениях, например в Экруве, где заключенные в возрасте от 25 до 35 лет обучаются рабочим профессиям. Около 40% заключенных, содержащихся в центральных тюрьмах, вообще не работают,[27] хотя ст. 720 УПК прямо предусматривает привлечение лиц, отбывающих лишение свободы, к труду. Принцип исправления заключенных при помощи труда остается во Франции лишь декларацией.

В осуществлении мер «морального воздействия» большая роль отводится психиатрам и психологам. Французские тюрьмоведы одними из первых выступили за применение групповой психотерапии. В 1964г. видный французский криминолог Ш. Жермен опубликовал статью «Групповая работа в обращении с заключенными», где изложил суть методов коллективной психотерапии.[28] Исходный тезис сводится к тому, что «индивиды думают, чувствуют и реагируют по-другому, когда они объединены в группы, способные оказывать хорошее или плохое влияние». Чтобы создать группу, положительно влияющую на мораль заключенных и содействующую их исправлению, Ш. Жермен рекомендует проводить коллективные беседы. С этой целью заключенные объединяются в группы (до 10 человек) по интеллектуальному уровню участников. Беседы на темы, интересующие заключенных, в форме диспута или свободного обмена мнениями проводятся еженедельно, причем запрещается касаться политических и религиозных вопросов. Руководят беседой специально назначенные служащие, обладающие необходимыми знаниями по психологии и социологии. Руководитель группы, стимулируя активность участников дискуссии, не должен высказывать категорических суждений, чтобы не помешать заключенным свободно обмениваться мнениями. Групповые беседы призваны помочь преступнику приспособиться к условиям жизни в тюрьме, сделать его более восприимчивым к усвоению моральных оценок буржуазного общества.

Попытки усиления такого воздействия на заключенных объективно не способны привести к положительным результатам, ибо моральные установки империалистической буржуазии не представляют для трудящихся какой-либо ценности. На Международном конгрессе социальной защиты в Париже (1971 г.) буржуазные юристы были вынуждены поставить вопрос о правомерности попыток приспособить преступника к такому обществу, которое само порождает преступность.[29]

Уделяя большую роль мерам медико-психиатрического характера, некоторые французские тюрьмоведы предлагают помимо психотерапии включать в программу лечения (исправления — treatment) осужденных и биопсихиатрические методы: психо-хирургическую профилактику (лоботомия, таламотомия и другие операции на мозге) и медико-врачебную профилактику (например, лечение электрошоком).[30] Подобные меры «исправления» являются антигуманными, нарушают элементарные права человека., позволяют проводить на заключенных без их согласия опасные научно-медицинские эксперименты.

Наряду с новейшими во французских тюрьмах сохраняются и Классические методы идеологического воздействия, например религиозная обработка. В каждой тюрьме имеется штатный священник. Кроме того, пенитенциарные учреждения регулярно посещаются членами религиозной благотворительной организации—Армии спасения.

Посещение тюрем в порядке благотворительности было до 1945 г. единственной формой участия общественности в делах пенитенциарных учреждений. В 1945 г. создана так называемая социальная служба тюрем. Ее сотрудники оказывают помощь семьям заключенных (устройство детей, ходатайства о различных выплатах заключенному или его семье и т. д.), содействуют сохранению его семейных связей. Другой формой участия общественности в ресоциализации заключенных является посещение тюремных учреждений, главным образом исправительных домов, членами различных обществ социальной взаимопомощи. Задача этих обществ — моральная поддержка заключенных.[31] Свою работу они координируют с сотрудниками социальной службы, которые подсказывают, на каких заключенных следует обратить внимание, какие проблемы их волнуют и т. д.

Изменения и дополнения, внесенные в пенитенциарное законодательство Франции и справедливо расцениваемые как определенный шаг на пути к гуманизации тюремной системы, не могут изменить ее социальной природы. Свидетельство тому — волнения французских заключенных в 1970—1972 гг. Расследование показало, что причиной явились крайне неудовлетворительные условия содержания осужденных, жестокий произвол тюремной администрации.[32] Буржуазные юристы вынуждены констатировать, что в тюрьмах Франции существует поразительный контраст между гарантиями заключенным, провозглашенными законом, и тем произволом, который творится тюремными властями при исполнении наказания. В 1972 г. в журнале «Юстиция» опубликовано открытое письмо министру юстиции от профсоюза французских судебных работников. В нем, в частности, говорилось, что «постоянные нарушения прав заключенных постепенно создали такие условия жизни в пенитенциарных учреждениях, при которых самое понятие права и уважение свобод постепенно исчезли, уступив место личному усмотрению, а точнее административному произволу». Вся пенитенциарная система поражена стремлением к насилию, разрушающему личность тех, к кому оно применяется.[33]

Рекомендована

кафедрой уголовного права

Минской Высшей школы МВД СССР

1 Галера — (греч.) «каторга». Поистине нечеловеческие условия труда и быта на каторгах привели к тому, что впоследствии наиболее тяжкий вид лишения свободы был назван каторжными работами.

2 См.: Исаев М. М. Французский уголовный кодекс 1810 года. (История составления и общая характеристика).— В кн.: Французский уголовный кодекс 1810 года. М., 1947, с. 22—23.

3 Там же, с. 84.

4 См.: Шаргородский М. Д. Наказание по уголовному праву эксплуататорских государств. М., 1957, с. 190.

5 См.: Моssё A. Les prisons. Paris, 1926, p. 60.

6 См.: Шаргородский М. Д. Указ, соч., с. 182.

7 Гернет М. Н. Общественные причины преступности. М., 1906, с. 13.

8 См.: Вестник советской юстиции, 1928, № 14, с. 403.

9 См.: Социалистическая законность. 1938, № 3, с. 136,

10 См.: Journal Official, 1960, N 132, p. 5107-5117.

11 См.: Соdepenal. Paris, 1970.

12 О системе исправительных учреждений Франции для несовершеннолетних см.: Астемиров 3. А. Исправительные учреждения для несовершеннолетних в зарубежных странах. Рязань, 1972, с. 77—83.

13 См.: Code de procedure penale. Paris, 1968.

14 См.: Боботов С. В. Французская уголовная юстиция. М., 1968, с. 119.

15 См.: Ансель Марк. Новая социальная защита (гуманистическое движение в уголовной политике). М., 1970, с. 256—271.

16 Там же, с. 271.

17 См.: Pinatel J. Precis de science penitentiaire. Paris, 1955.

18 См.: Revue de science criminelle, 1971, N 3, p. 624.

19 См.: Л. Жюллио деМорандьер. Гражданское право Франции, т. 1. M., 1958, с. 266.

20 См.: Leaute J. Criminologie et science penitentiare. Paris, 1974, p. 778.

21 Cm. ibid., p. 654.

22 См.: Criminologia clinica, 1974, N 1, p. 64.

23 Боботов С. В. Указ, соч., с. 119.

24 См.: Journal Officiel, 1972, p. 1186.

25 См.: Le Figaro, 1972, 23 juin, p. 30.

26 См.: Journal Officiel, 1972, p. 9966.

27 См.: Lёatuie .J. Op. cii, p. 786.

28 См.: Туманов Г. А. Реакционный характер тюремной политики и тюрьмоведения в капиталистических государствах. М., 1965, с. 22—23.

29 С.ч.: Советское государство и право, 1974, № 3, с. 128.

30 См.: Pinatel J. Criminalogiee.t droit penal. Paris,  1975, p. 156-172.

31 См.: Reverier J.—L. Un vide dans le curriculum. — Unite, 1972, N 188, p. 21-22.

32 См.: Revue de science criminelie et de droit penal compare, 1972, № 1, p. 136 et suiv.

33 См.: Шупилов В. Условно-досрочное освобождение осужденных во Франции.— Социалистическая законность, 1975, № 5, с. 84.

http://www.law.edu.ru/article/article.a … ID=1156949