Правовая система Франции и ее развитие в XIX- XX вв.

Правовая система Франции и ее развитие в XIX- XX вв. Революционная эпоха не благоприятствовала созда­нию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласо­ванного права.

Французская революция XVIII в. при всем ее нигили­стическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.

Именно в законе прежде всего находили свое отраже­ние постулаты естественного права и "требования приро­ды". Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочием уста­навливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития общества, когда закон дейст­вительно был наиболее удобной правовой формой выраже­ния как общей воли, так и интересов отдельных групп и прослоек общества, прежде всего его правящих кругов. От­сюда во французской правовой системе с формально юри­дической точки зрения любое решение суда должно было основываться (в отличие от Англии) на писаном праве - законе, а не на предшествующей практике - прецеденте.

Новая правовая система создавалась во Франции в со­ответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в пе­риод революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением "силь­ной" правительственной власти (Наполеона Бонапарта) в интересах общества, а прежде всего новых предприниматель­ских кругов и крестьян-собственников, была проведена ши­рокомасштабная кодификация всего французского права.

За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в част­ности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени от­расли права и вошедших в историю под названием коди­фикации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Эта кодификация, которая, по образному выражению юристов того времени, обладала "ясностью геометрической системы", имела большое значение для утверждения сво­бодного предпринимательства. Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикальным законодательством революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги револю­ционных бурь и потрясений.




Успех кодификации Наполеона определялся в значи­тельной мере и тем, что ее составители, используя револю­ционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не толь­ко к революционной практике, но и к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.

Во Франции в конце XVIII - начале XIX в., в отличие от Англии, законодатель, особенно при проведении коди­фикационных работ, широко использовал наследие римских юристов, воспринял сам дух римского права. Логика построе­ния французского права (его деление на публичное и част­ное), его основные конструкции и понятия, многие юриди­ческие определения восходят к римскому праву, перерабо­танному в соответствии с французскими условиями еще в дореволюционную эпоху такими видными юристами, как Дома, Потье, Буржон и др.

Созданная уже в конце XVIII - начале XIX в. под не­посредственным воздействием французской революции пра­вовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в.

На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Но после второй миро­вой войны усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов.

Реформированию и демократизации подверглись пре­жде всего кодексы судопроизводства. В 1958 г. наполеонов­ский УПК был заменен новым Уголовно-процессуальным кодексом.

Своеобразная техника обновления наполеоновского за­конодательства использовалась в 1971-1973 гг. при состав­лении нового ГПК. Он был сформирован путем издания четырех декретов, которые вошли в качестве самостоятель­ных разделов ГПК в 1975 г. В той или иной степени под­верглись переработке и кодексы материального права (ГК, ТК и УК).

В XX веке значительно активизировалась законодатель­ная деятельность французского парламента. Это получило свое выражение в росте числа органических законов, вно­сящих дополнения как в статьи Конституции, так и в теку­щие (обычные) законы, принимаемые в сфере, закреплен­ной за законодательной властью (права и свободы граждан, порядок выборов, национализация и денационализация пред­приятий и т.д.).

В последние десятилетия во Франции существенно воз­росло число нормативных актов, принимаемых органами исполнительной власти. Важную роль в развитии этого про­цесса сыграла Конституция 1958 г.

В соответствии со ст. 34 Конституции, которая содер­жала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции парламента, все прочие пра­вовые вопросы, требующие законодательного регулирова­ния, относятся к так называемой регламентарной власти, осуществляемой правительственными органами.

Правительственные декреты могли изменять законы, одобренные до вступления в силу конституции. Правитель­ства получили от парламента полномочия издавать декре­ты и ордонансы, содержащие нормы, которые обычно явля­ются предметом законодательства. Это - декреты-законы (в период Третьей и Четвертой республики) и ордонансы (в период Пятой Республики).

Во второй половине XX в, динамизм правовой жизни, в частности в законодательной сфере, показал очевидную не­достаточность и ограниченность наполеоновской правовой системы, построенной из пяти кодексов. Рост числа законов, а также регламентарных актов с учетом традиционной при­верженности французского права к кодифицированным фор­мам послужил основой для возникновения во второй полови­не XX в. большого числа крупных консолидированных актов. Они положили начало формированию важных новых отрас­лей права, которые были неизвестны наполеоновской эпохе. Так, правительства Четвертой республики только с 1951 по 1956 г. ввели в действие 19 своеобразных кодексов: трудовой, таможенный, семьи и социальной помощи, дорожный, нало­говый, публичного здравоохранения и т.д.

В последующий период некоторые из них были отме­нены или пересмотрены. Вместе с тем сама жизнь потребо­вала сочетания законодательного и регламентарного регу­лирования и в других новых сферах общественной жизни. Так, появились дополнительные кодексы: строительства и жилищ (1978 г.), интеллектуальной собственности (1992 г.), гражданской авиации и др.

В XX веке источниками французского права, которые практически не были известны правовой системе предше­ствующего времени, стали выступать правовые (торговые) обычаи, а также судебная практика в виде решений Касса­ционного суда. Таким образом, признававшееся в течение длительного времени во Франции в качестве источника права законодательство и основанные на нем нормативные акты исполнительной и муниципальной власти утратили свое исключительное, доминирующее значение.

Для правовой системы Франции XIX в. было характер­но достаточно четкое деление права на публичное и част­ное. К публичному праву в первую очередь относилось кон­ституционное и административное законодательство, при­чем последнее получило особенно тщательную разработку и детализацию.

К частному праву прежде всего относилось граждан­ское и торговое законодательство. Однако в правовой систе­ме Франции в XX в. появился и ряд новых отраслей, кото­рые во французской юридической литературе принято на­зывать смешанными или комплексными, т.е. сочетающими публично-правовые и частноправовые подходы (налоговое, таможенное, банковское и т.д.).

http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstv … -5/165.htm